Проекты в retail’е, как и любые другие проекты, требуют тщательной проработки. Нелюбовь к предварительным кропотливым расчётам является причиной провалов или лишних затрат и снижению эффективности. Хотя и чрезмерное увлечение предварительными исследованиями не даёт гарантии успешности проекта.

Проекты оптимизации процессов и структуры действующей розничной сети.

Любая розничная сеть, если она хочет выжить, должна постоянно развиваться и самосовершенствоваться.

Поэтому такая компания постоянно анализирует, улучшает процессы управления, товародвижения, операционной работы. Такая компания должна постоянно анализировать структуру данных, торговых классификаторов, оптимизировать управленческую отчётность и ключевые показатели.

Множество задач по оптимизации работы торговой сети и порождают основную (по количеству, и по эффективности) группу проектов, в которых сотрудничество торговой сети со сторонними компаниями или специалистами приносит максимальные результаты.

Правда, следует заметить, что часто неумение расставить приоритеты при очерёдности реализации проектов, отсутствие анализа проблем и задач, стоящих перед компанией, превращают многие проекты оптимизации в пшик и служат камнем преткновения между компаниями реального сектора и компаниями (или специалистами) занимающимися обслуживанием таких компаний.

Именно успешное развитие подобной торговой сети может стать фундаментом для развития впоследствии федеральной компании. Но на этапе старта такого проекта, лучше рассчитывать исключительно на локальность.

Проекты старта нишевых локальных сетей.

А вот эта группа проектов может оказаться существенно перспективней.

При правильном выборе сегмента, региона, формата сеть может активно развиваться в рамках своего (и соседних) регионов. В этом случае нивелируются негативные моменты, связанные со слабо развитой логистикой в России, когда сеть вынуждена строить её самостоятельно. В рамках одного региона логистику можно выстроить с не астрономическими капитальными затратами, как в случае построения федеральной системы распределения и хранения.

Оптимизация отдельных магазинов - отдельный специфический вид проектов, которыми лучше заниматься самостоятельно именно их собственникам.

Не смотря на невысокие показатели консолидации российского рынка розничной торговли крупными сетевыми игроками (в сравнении со странами Европы и Северной Америки), основной пул игроков, которые в будущем «поделят» между собой этот рынок, на мой взгляд, уже определён.

Поэтому в розничной торговле возможно всего несколько типов успешных проектов:

  1. 1.Проекты запуска новой крупной сети в некоторых очень ограниченных сегментах.

  2. 2.Проекты старта нишевых локальных сетей (в качестве исключения - с возможностью стать федеральной сетью) в некоторых сегментах рынка.

  3. 3.Проекты оптимизации процессов и структуры действующей розничной сети.

Возможность успешной реализации других типов проектов (за исключением проектов самосовершенствования)  весьма сомнительна.

Время «взрывных» открытий на рынке прошло. Теперь retail - высокотехнологичный, низкодоходный и капиталоёмкий бизнес.

Проекты старта крупной сети.

В современной России запуск новой торговой сети, с прицелом на её «федерализм» – предельно затратное и долгое мероприятие. Нельзя сказать, что оно невозможно, но я бы отнёс такой проект к маловероятным.

Запуск новой крупной сети в силу ряда обстоятельств («государственность» в сфере недвижимости, когда она принадлежит определённому кругу собственников и, соответственно, имеет дефицит предложения и астрономическую стоимость, нехватка как квалифицированных, так и неквалифицированных кадров, высокие затраты на коммунальные услуги, практически полное отсутствие местного – российского – производства) на фоне постоянного рейдерства со стороны «государства» и «правоохранительных органов», приводят к увеличению сроков реализации таких проектов весьма, что в принятой системе оценки рисков России делает практически невозможным появление в этой сфере новых «камикадзе».

Подобные проекты периодически появляются. К счастью, большинство из них так и остаются на бумаге. Но есть и более печальные примеры, когда подобные проекты запускались далёкими от этой отрасли людьми, основываясь на данных «исследований». RIP.

Тем не менее, при соблюдении некоторых условий (нишевость, возможность получить «длинные» деньги, финансовая грамотность участников, тщательная предварительная проработка, подбор команды, реализм и знание отрасли) запуск подобного проекта в России всё ещё возможен.

Основной задачей команды при запуске такого проекта будет держаться в рамках здорового скептицизма, базирующегося на глубоком знании отрасли, ключевых показателей различных сегментов розничной торговли, реальной ситуации с товаром, недвижимостью, персоналом, и пр. Без знания этих «секретов» (чаще всего это элементарные технологические вещи и процессы) опирающийся на «исследования» проект практически обречён.

Эта группа проектов максимально чувствительна к точности прогнозов и выбору сегмента и формата. Без учёта конкуренции со стороны крупных сетей (в том числе и других форматов и сегментов), точного проектирования процессов и структуры, успех проекта маловероятен.